Женщин потому и называют прекрасным полом, что они стремятся к идеалу красоты. Правда, этот идеал то и дело меняется. В разные времена у различных народов были свои критерии привлекательности. Так, миниатюрность ступней любимой наложницы китайского императора Сяо Баоцзюаня дала толчок одной модной тенденции, ставшей впоследствии основой для создания обуви на шпильке. Не только любительницам тоненьких каблучков, но и всем, кто хочет лучше понимать моду, будет интересно узнать подробнее о предыстории появления каблука-шпильки.

Легенда «Поднебесной»

В соответствии со старинным сказанием, некая молодая, невероятно красивая китаянка по имени Пан Юню была наложницей императора и по его приказу частенько танцевала босая на лотосах. Правитель говорил, будто от прикосновения ее ножек цветки тут же распускаются. Девушка была обладательницей на редкость маленьких, почти детских ступней, чем и вызывала восторг Сяо Баоцзиюаня.

Со временем, миниатюрность нижних конечностей стала являться одним из важных аспектов красоты. Данное веяние постепенно распространялось, выходя далеко за пределы Китая. Например, даже в сказке про Золушку есть упоминание о том, насколько крошечной была ее ножка. Потерянную хрустальную туфельку не смогли надеть не только обе сводные сестры главной героини, но и другие девушки и женщины королевства.

Нужно понимать, что говоря о миниатюрной ноге, речь ведется не просто о небольшой, аккуратной ступне, а о действительно крошечной конечности. Современные обладательницы 35 размера по праву считают свои ножки небольшими, но в Древнем Китае их бы, скорее всего, засмеяли и посчитали далекими от идеала красоты. Чтобы быть «в тренде», представительницам прекрасного пола того времени следовало иметь ногу не более 10 сантиметров длиной. Такую ножку поэтично звали «Золотым лотосом», был еще «Серебряный лотос» (до 13 сантиметров) и «Железный лотос» (до 17 сантиметров). Конечно, несмотря на миниатюрность китайских дам, никто из них не имел с рождения настолько мелких ступней. Этого добивались долгим, мучительным способом.

В 10 столетии император Ли Юй, отличавшийся особенным поэтическим талантом, приказал соорудить огромную (особенно по меркам того времени) статую лотоса, достигавшую 180 метров в высоту. Затем сказал своей наложнице Яо Ньянь замотать ножки шелковыми лентами в виде полумесяца и станцевать на вершине лотоса. Девушка великолепно справилась с поставленной задачей. Зрелище оказалось настолько захватывающим, что породило восхищение малюсенькими ногами. Представительницы прекрасного пола со всей, присущей им настойчивостью тут же взялись за борьбу с собственным организмом ради красоты. Ноги туго бинтовались специальными тканевыми полосами, предварительно вымоченными в травяном отваре, смешанном с кровью животных. Перевязка делалась настолько часто, насколько это было возможно (раз в 1-3 дня), чтобы с каждым разом затянуть тканевые ленты еще туже. Ступни деформировались настолько, что пальцы в большинстве случаев просто отмирали. Некоторые, особенно сильно стремящиеся к идеалу красоты, даже клали в ножные повязки битые стекла, которые при ходьбе травмировали ноги и тем самым провоцировали гниение и отмирание пальцев. Увы, но немало девушек и женщин умерло от заражения крови и гангрены, ставшей результатом ужасных бьюти-манипуляций.

Выжившие представительницы прекрасного пола едва могли передвигаться самостоятельно. Они носили специальную обувь с возвышением на пятке. Правда, даже в ней дамы редко могли ходить без помощи слуг или кого-то еще. Девушки покачивались при ходьбе и делали мелкие, маленькие шажочки, что стало еще одним аспектом женской привлекательности того времени.  

Шпилька в Древнем Китае

У шпильки в Поднебесной было не просто важное, а символическое, почти сакральное значение. Ней закалывали волосы, ее же использовали для принятия пищи, а еще тоненькие палочки в умелых руках превращались в грозное, смертельное оружие.

Древнекитайская обувь, ставшая, по мнению историков, прародительницей современных моделей на шпильке, имела специфическую треугольную форму и была по размеру сопоставима с 4 спичечными коробками (или пачкой сигарет). Ее богато украшали стразами, жемчугом и золотой вышивкой, носить такое могли себе позволить только самые богатые и знатные женщины.

Еще в Древнем Китае использовались так называемые гэта (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%8D%D1%82%D0%B0) – шлепанцы на деревянной платформе. По мнению историков, они были придуманы около 3000 лет тому назад. Модель позволяла ходить по грязи (и во время дождя), практически не пачкая ноги. Со временем гэта трансформировались в модель на высокой подошве и танкетке. Ее и сейчас можно встретить в продаже, правда, больше как национальную диковинку и сувенир.

Поговорка, гласящая, что красота требует жертв, к сожалению, в прошлом считалась непреложной истиной. Девушки были готовы на все ради того, чтобы стать привлекательными. Прогресс сделал моду более лояльной и менее жестокой, теперь для усиления собственной красоты достаточно обуть элегантные туфельки, сапоги или босоножки на шпильке.